Приветствую вас, дорогие друзья!
Позвольте вам представить мою публикацию в журнале "Вестник Бурятского государственного университета" №1 2022.
ТРЕНДЫ ФЕМИНИЗМА И РОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Феминистская теория, базирующаяся на идеях несправедливого устройства мира по отношению к одному из полов, развиваясь, переросла в самостоятельное социально-научное направление. Феминистские идеи распространяются так широко, что и в обыденной жизни мы можем говорить о феминистском угле зрения. Общество разделилось на (про)феминистов и антифеминистов. Само феминистское движение стало столь разнообразным, что возникли идейные разногласия между отдельными группами феминисток. И все это разнообразие взглядов чрезвычайно ярко и пестро проявляется в современном обществе.
Говоря
о влиянии феминизма на общество, нельзя не отметить очевидных его завоеваний. Благодаря
борьбе суфражисток[1]
(феминисток «первой волны») женщины
имеют права избирать и избираться. Чтобы состояться в карьере и быть признанным
членом общества, женщине не обязательно быть чьей-то женой. Она не должна
спрашивать разрешения у мужа или отца на образование. Однако, признавая эти
завоевания в области прав, установленных законом, невозможно праздновать победу
феминизма, поскольку неравенство женщин и мужчин в обществе сохраняется: патриархат
не выпускает этих членов общества из-под своей власти. Феминистки продолжают
бороться за место женщины в обществе.
Интересным
было бы сравнить русский / советский / российский феминизм с мейнстримным западным.
Хотелось бы ответить на вопрос: за что у нас борются феминистки, если у нас с
правами женщины всё в порядке?
Историю феминизма в России исследователи отсчитывают
с конца 19 в. Идеи о борьбе женщин за равные права проникали с Запада в Россию
довольно быстро. Например, книга Дж. Ст. Милля «Подчиненность женщины»,
вышедшая в 1861, отражавшая актуальные для того времени идеи эмансипации
женщин, уже в 1869 г. появилась на русском языке. На волне общедемократического
подъема в середине XIX
в. появились активистки, участницы революционно-политических движений -
«равноправки». Наряду с хождением в народ, они боролись, как и их единомышленницы
- суфражистки за избирательные и другие базовые права женщин. «Машинописная
революция», «велосипедное помешательство», «бунт дочерей» – через все эти этапы
прошли и наши соотечественницы. Женщины России одними из первых, в 1917 г.
после Февральской революции, по закону стали такими же равными членами общества,
как и мужчины – избирать и быть избранными, получать образование, выходить на
работу.
После
победы большевиков, в рамках марксисткой идеологии, женщины также продвигали
феминистскую повестку. Иногда это
вызывало разногласия с «братьями по борьбе», которые считали, что не стоит
отвлекать силы от «общего дела». А. Коллонтай, Р. Люксембург, К. Цеткин – яркие
представительницы этого крыла феминизма – марксистского – в целом не встретили
поддержки у тех, кто был за рулем государства. В конце 30-х г.г. Сталиным был
упразднен Женотдел при ЦК РКП(б), что следовало понимать, что женский вопрос в
СССР решен окончательно и бесповоротно [1].
Совершенно
по-разному в СССР и на Западе обстояли дела с местом женщины в обществе после Второй
мировой войны. В военное время и советские, и западные женщины заняли рабочие
места мужей, братьев, отцов. С одной стороны, война - не время для борьбы женщин за свои права. С
другой стороны, такая ситуация наглядно показывает равенство способностей людей
независимо от пола. После войны женщины Запада были вынуждены вернуться в дом,
уступив рабочие места мужчинам, и пропаганда начала активно продвигать
женственный, сексуально привлекательный, образ домашней хозяйки, королевы
домашней кухни, идеальной матери, которую невозможно застать не ухоженной
врасплох.
Сложившийся
в годы нелегкого становления советской власти, политических репрессий, культ
советской маскулинности повлиял на прочтение женского образа. «В культуре
послевоенного общества идеал «советской маскулинности» складывался из:
героизации фронтовиков (что совпало с … традицией «героизации» войны как
наиболее «мужского ремесла»); преданности власти (не-преданность советской
власти в послевоенном обществе была равнозначна «предательству родины»);
приоритета коллективных ценностей над личными и семейными (то есть отторжение
конкретных женщин — жены, матери, дочери, ради тотализированной
«матери-родины», или, вернее, «отца-Сталина»)… Сексуальность и
подчеркнутая женственность в официальной советской культуре тех лет были не
легитимны, что коренным образом отличало ее от военной культуры в Германии, США
и Великобритании, в которых именно в военное время становятся распространенными
«мужские» журналы и открытки, широко тиражирующие полуобнаженное женское тело в
жанре «pin up» (кинозвезды или просто красотки в эротичных позах). Советская
женственность конструировалась как «жертвенность» — жертвование женским телом
ради мужчины или родины» [2].
Поскольку
история положения женщин и женского движения СССР и Запада складывалась
по-разному, разошлись и пути женского движения. В послевоенное время для
американок и женщин Западной Европы была актуальна повестка «Второй волны»[2],
поднятой книгами Симоны де Бовуар «Второй пол», Бетти Фридан «Загадка
женственности» и др.. Отрицая место женщины в обществе, которое С. де Бовуар
описала следующим высказыванием: «Она самоопределяется и выделяется
относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она - не существенное
рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, Она - Другой» [3], феминистки вооружились призывом Б. Фридан
вырваться из домашнего «концлагеря», не поддаваясь «очарованию» образа
ухоженной домохозяйки и использовать все возможности, которое даёт
декларируемое законом равноправие – не ограничиваться уходом за домом и
домочадцами.
Советские
женщины – строители коммунизма, товарищи по борьбе. Визуальный образ советской
женщины – брутален, лишен сексуальной привлекательности - Родина-Мать (в
скульптуре и плакате), Колхозница с воздетым к молоту Рабочего серпом из
скульптурной группы Веры Мухиной и т.п. При этом работу по дому и уходу за
детьми она совмещает с работой. Образ домохозяйки, не занятой в общественном
труде, порицался, уклонение от трудовой деятельности (не включавшее работу по
дому), вообще, осуждалось в СССР по закону. Вместе с тем, пропаганда всегда
декларировала равноправие женщин, рассказывала о преимуществе жизни женщин в
социалистическом обществе.
В
конце 1980-х г.г., в эпоху «гласности» М. Горбачёва, в телевизионном телемосте
Ленинград – Бостон «Женщины встречаются с женщинами», (том самом, где было
заявлено, что «у нас секса нет»), одна из наших соотечественниц сетовала на то,
что у неё есть карьера и заработок, более высокий, чем у мужа. Но ей хотелось
бы заниматься домом и детьми, как это «предназначено женщине». Таков был, можно
сказать, срез общественного мнения по «женскому вопросу». Советская женщина, в
полном соответствии с идеологией, не ощущала актуальности призыва к равенству
полов в области прав на участие в выборах, оплачиваемом труде, получение
образования.
С
падением «железного занавеса» и освобождением от советской идеологии,
удерживаемое ею «единство» советских людей в «женском», «национальном»,
духовном вопросах, распалось и перешло в движение по разнонаправленным
центробежным векторам. Отрицание всего советского, коммунистического,
марксистко-ленинского привело к повороту от интернационализма к национализму,
от атеизма к вере, от материалистического - к идеалистическому, мистическому,
эзотерическому, от научного к ненаучному («альтернативному»), от отечественного
«застойного» - к зарубежному, западному и т.д. Пришедшие с Запада феминистские
идеи стали частью нашего социокультурного пространства. Одних они заставили
пересмотреть позиции женщин и мужчин в обществе, у других вызвали неприятие.
Нельзя
сказать, что в СССР не было феминизма и феминисток «Второй волны». Будучи
частью диссидентского движения, они даже выпускали периодические журналы в
самиздате [4]. Конечно же, диссидентский очаг «чуждой», западной идеологии был
погашен компетентными органами. Как интересный эпизод истории феминизма в
России этот сюжет интересен, но вопрос о влиянии на советское общество этого
явления является дискуссионным.
Один
из пунктов феминистской повестки в области экономики – неравная оплата труда
женщин и мужчин. За счёт чего она, вопреки закону, складывается? Исследования
показывают, что гендерный перекос в оплате труда складывается и по горизонтали:
есть «женские» виды деятельности и мужские (существуют также профессии и
позиции, куда по существующему законодательству не принимают на работу женщин),
и по вертикали – («стеклянный потолок») – традиционно, верхние, с более высокой
оплатой труда, позиции в карьерной лестнице занимают мужчины. Как отмечают
российские гендерные исследователи Здравомыслова Е. А. и Тёмкина А.А., «женщины
остаются неравномерно представленными в структуре занятости: их гораздо больше
среди учителей, медсестер и социальных работников, т. е. в тех сферах
занятости, которые предполагают заботу, помощь, высокую степень эмпатии —
качества, которые исторически связываются с женскими навыками, и низкую
зарплату. Под «женскими» профессиями и рабочими местами мы здесь понимаем те сферы,
где большинство составляют женщины и/или те, где востребуются стереотипно женские
качества — забота, эмпатия и пр. Внутри фирм, учреждений и организаций на
рабочих местах также сохраняются повседневные практики гендерного неравенства»[5].
Разрыв
в оплате труда, по мнению современных экономистов (экспертов Всемирного
Экономического Форума), создавая неравенство возможностей, наносит ущерб
экономике. «По оценкам Всемирного
банка, неравная оплата труда и общее гендерное неравенство приводят к колоссальным
экономическим потерям. В 2018 году их объем достигал $160,2 трлн.
В расчете на душу населения потери составляют
более $23,6 тыс. По сути, это то благосостояние, которое женщины не смогли
сгенерировать для себя и экономики из-за неравных условий»[3]. Гендерный
подход (кстати, также созданный под влиянием феминистских идей в науке)
позволяет исследовать проблему «гендерного перекоса» и выявить его причины.
Одним
из проявлений влияния феминизма на общество является проводимая сегодня политика разнообразия и инклюзивности (Divercity&Inclusion, D&I).
Тренд на представленность людей различных идентичностей в любых коллективах, а
особенно в руководстве компаний, организаций распространяется с Запада, из
Америки. Феминистское движение, рассматриваемое через призму идентичности
(согласно концепции, изложенной в книге Ф. Фукуямы «Идентичность»[6]),
представляет собой часть общества с собственной идентичностью / идентичностями,
в ряду других групп с другими идентичностями. Без их признания, согласно
Фукуяме, нельзя строить политику государств в нынешней реальности. «Политика
разнообразия и инклюзивности — это политика вовлечения в бизнес
недопредставленных групп, создание максимально разнообразных коллективов. Для
западного мира это уже золотой стандарт работы …, в первую очередь потому, что
это реально выгодно. МакКинзи[4]
еще в 2015 году опубликовали большое исследование[5],
согласно которому видна четкая корреляция между наличием гендерного и
этнического разнообразия и финансовой успешности компании. … Более того, получить
деньги инвесторов компаниям, где совет директоров представлен только белыми
мужчинами (если мы говорим про западный мир), становится все сложнее — так что
эта инициатива исходит, во многом, сверху. Кроме того, заявляя, что компания
придерживается стандартов D&I, вы направляете важный посыл своим текущим и
потенциальным сотрудникам. …Смотрите, мы против стереотипов и притеснения людей
по любым признакам, и у нас будет комфортно работать и женщинам, и
представителям разных национальностей, и ЛГБТ+ персонам»[6]. Политика идентичности (согласно которой, по
Ф.Фукуяме, люди с любой идентичностью должны иметь равные права и возможности, а
их идентичность должна получить признание [6]), выдвинутая черными
феминистками, расширяет феминистскую повестку и задает тренд признания любых,
не только связанных с полом / гендером, идентичностей в обществе.
Феминизм,
как социальный феномен, охватывает и религиозные сообщества. Это происходит не
только в силу глобализации феминизма. Мысли о равных способностях женщин и
мужчин, возникали задолго до явления, именуемого феминизмом. Первые письменные
памятники, относящиеся к 5 в. до н.э., свидетельствующие о существовании идей о
равенстве женщин и мужчин – буддистские каноны Тхеригатха [7]. Эти краткие
записи доносят до нас признания женщин-монахинь о достижении вершин
медитативных практик наравне с мужчинами.
Позднее,
в средние века Юлиана Нориджская в XIII в. написала книгу на английском языке, в которой
интерпретировала божественную сущность Христа, как не имеющую пола, либо скорее
женскую, нежели мужскую [(7, с. 67]. Интерпретация сущности Бога как бесполой
или женской, а также иное, нежели патриархатное, толкование священных книг
религиозных культов - вообще, довольно
часто встречающиеся мотивы среди религиозных феминисток, в т.ч. и исламских [8].
В современных религиозных общинах, в т.ч. принадлежащих крупнейшим мировым
концессиям, отмечается феминизация институционализированных служителей культа
(духовенства), например, в буддистских [9], или католических общинах[7][10].
Это является отражением феминистического
влияния на кажущийся незыблемым в своем патриархатном устройстве, институт –
церковь.
Религия
– важная часть культуры общества, и религиозные сообщества не могут не
взаимодействовать с таким мощным явлением, как феминизм. И, если в российском
обществе не наблюдается явных признаков феминистического влияния на религиозные
институты, такие как феминизация духовенства или пересмотр толкования
священными писаниями роли и места женщины в обществе и семье, то это можно
объяснить всё ещё продолжающимся откатом от советской атеистической идеологии к
религии, к традиционализму, к «корням». В обществах, не претерпевших в прошлом
веке такие «революции», феминистические тенденции нельзя назвать масштабными,
они только наметились. При условии, что феминистские практики и идеи будут
распространяться так же, как и теперь, а церковь не будет противостоять чаяниям
паствы, а следовать идеям гуманности, эти тенденции могут получить дальнейшее
развитие.
О
широком охвате феминизмом современного общества свидетельствует заметное
распространение сопротивления этому явлению. Антифеминизм, по определению,
является оппозицией феминизму, в основном, радикальному, и своим происхождением
он обязан именно феминизму как теории (идеологической базе феминистского
движения, социально-научной мысли) так и практике (активизму,
социально-политическому движению). Антифеминисты считают радикальный феминизм
(«радфем») формой мизандрии (мужененавистничества).
В
популярной книге А. Никонова «Конец феминизма. Чем женщина отличается от
человека» 2006 г. [11] изложены все, имеющиеся на тот момент времени, претензии
к феминисткам, к переменам, вызванным в обществе их действиями. Хорошо
считывается страх потерь привилегий одних членов общества перед другими. Автор
высказывает опасения о падении качества образования в результате политики
разнообразия и включенности и обвиняет радикальных феминисток в желании
мужского геноцида.
В
противостоянии антифеминистов феминист(к)ам проявляются столкновение крайних
оппозиций: маскулинности и феминности, мизогинии и мизандрии. Оплотом яростного
сопротивления антифеминистов можно считать исторически сложившийся образ
маскулинности. Следует отметить, что антифеминизм не является чисто российским
явлением и, как оппозиция феминизму, имеет теоретиков и практиков во всем мире.
Ярким
проявлением антифеминных, мизогинных настроений является деятельность онлайн-сообщества
«Мужского государства», (действовавшего с 2016 г. и в 2021 г. признанного
экстремистским и запрещенного в РФ) – группы, созданной в социальной сети. Под
их удар попадали все, кто не вписывался в рамки их понимания «нормальности» -
девушки, открыто признававшиеся в нетрадиционной сексуальной ориентации,
девушки, избравшие спутником жизни представителя африканской расы, феминистки,
делящиеся в своих блогах идеями феминизма и мн. др.. Лидер сообщества
организовывал нападения на жертв не только онлайн, но и оффлайн – раскрытием их
личных данных – адреса, телефона, профилей в социальных сетях, куда немедленно
приходил поток угроз расправы жертвам и их близким.
Специфика
российской / советской концепции маскулинности рассмотренная нами в рамках
особенностей российского феминизма, на современном этапе проявляется в
сегодняшнем скандале о пытках в учреждениях пенитенциарной системы,
следственных органов и органов правопорядка. Применение сексуализированных
пыток с целью выбивания нужных для отчётности показаний, оговоров и денежных
средств, к лицам, порой случайно попавших в поле зрения представителей силовых
структур, видится смещением цели их деятельности. Будучи предназначенными для
борьбы с преступностью, её профилактики, исправления преступников, безопасности
граждан и защиты их от преступлений, сотрудники этих структур сами начинают
представлять опасность для членов общества, организовывая «мероприятия»
(изнасилование, фиксация на видеорегистратор с целью шантажа жертвы публикацией
с последующей дискредитацией жертвы в глазах тюремного сообщества), которые
могут быть квалифицированы как преступления.
Всплеск
антифеминизма, проявляющегося в воинствующей маскулинности и мизогинии,
истолкованное как отчаянное сопротивление поступательному росту распространения
идей и практик феминизма, свидетельствует о достаточно широком охвате
последнего.
Антифеминистский
тезис о том, что феминистские идеи, пришедшие к нам с начала 1990-х г.г., не
актуальны для российской, постсоветской действительности, являются, своего
рода, западной модой, а феминистские организации финансируются из-за рубежа
(такие тезисы, например, содержатся у исследователя антифеминизма и феминизма
Страховой К.А. [12]), опровергается 30-летней практикой. Четвертое десятилетие
функционируют и появляются новые общественные организации, занимающиеся
проблемами женщин, различные неформальные объединения, продвигающие
феминистскую повестку различного толка (как было уже сказано, феминистское
движение разнообразно и неоднородно). Для общественниц (ков) – активисток(в)
есть большое поле деятельности – множество социальных проблем в разных сферах
общественной жизни: экономике, политике, культуре, обусловленных принятыми в
обществе представлениями о месте женщин и мужчин в обществе: гендерное
неравенство оплаты труда и карьерных возможностей, защита людей (не только
женщин) от разных видов насилия, связанных с жёсткими установками о феминности
и маскулинности.
Также
предстоит решать вопросы, связанные с политикой разнообразия и включенности,
поскольку и российское общество не является этнически, расово, гендерно
однородным, и проблемы признания людей с разными идентичностями с целью защиты
их прав должны быть «видимы» и решены. Гендерный перекос в экономической, политической, духовной
сферах требует баланса, что, в свою очередь, означает улучшение благосостояния,
гуманизацию отношений в обществе.
Литература
1.
Воронина Ольга Александровна. Феминизм
и гендерное равенство. — М., 2003. — С. 111.
2.
Суковатая Виктория Анатольевна.
От «маскулинности травмы» – к «маскулинности невроза»: гендерные политики в
советской и постсоветской массовой культуре. – Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных
исследований: электронный научный журнал, 2012 г. - №5. – стр. 37 – 59.
3.
Бовуар Симона де Второй пол [Книга] / перев. Малахова Инна и Орлова
Елена. - СПб : АЗБУКА, Азбука-Аттикус, 2018. - Т. I : II.
4.
Юкина
Ирина Игоревна. Русский феминизм как вызов современности.
– М., Алетейя, 2007.
5.
Здравомыслова
Е. А. , Тёмкина А. А. 12 лекций
по гендерной социологии : учебное пособие /Е. А. Здравомыслова, А. А. Тёмкина.
— СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. —
стр. 470
6.
Фукуяма Фрэнсис Идентичность [Книга]. - [б.м.] : Альпина Диджитал,
2018.
7.
Полутова Марина
Александровна. Методологические
подходы зарубежных ученых к теории феминизма: истоки, этапы развития, основные
направления [Журнал]. - Чита : Вестник ЗабГУ, 2013 г.. -
11(102). - стр. 66-79.
8.
Бараева
Заира Магомедовна. Женищина в мусульмансом обществе.
Проблемы трансформации социального и правового статуса [Диссертация]. –
Махачкала, 2003 г.
9.
Аякова
Жаргал Аюшиевна. Феминизация буддийского монашества в
США // Вестник БГУ. 2015. №S6.
10. Бурега Владимир Викторович.
Проблема «женского священства» в современном протестантизме. - [Электронный
ресурс] : https://bogoslov.ru/article/2364041
- дата посещения: 25.01.2022
11. Никонов Александр Петрович.
Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека [Книга]. Москва : НЦ ЭНАС,
2006 г. – 256 с.
12. Страхова Ксения Александровна.
Конструктивно-критическая рефлексия феминизма и антифеминизма в
философско-антропологическом контексте [Диссертация]. – Белгород, 2012. – стр.
134
[1] Феминистки «первой волны» (с сер. XIX в. – нач. ХХ в.), боровшиеся за права женщин, в т.ч. избирательные; от англ. Suffrage – избирательное право
[2] Подъем феминистской активности, начавшийся в 1960-е г.г.
[3] Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/60816b4c9a7947a3a27e8e87
[4] McKinsey & Company — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. В качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями
[5] См. исследование: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/why-diversity-matters#
[6] Cм. https://recrutach.ru/diversity
[7] Швеция Что такое феминизм? Объясняем на примере Швеции // Sweden.ru [В Интернете] // Youtube. - 27 октябрь 2017 г.. - https://youtu.be/gtzfXBeZWuE.
Комментариев нет:
Отправить комментарий