среда, 20 апреля 2022 г.

Приветствую вас, дорогие друзья!

Позвольте вам представить мою публикацию в журнале "Вестник Бурятского государственного университета" №1 2022. 


ТРЕНДЫ ФЕМИНИЗМА И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО


Феминистская теория, базирующаяся на идеях несправедливого устройства мира по отношению к одному из полов, развиваясь, переросла в самостоятельное социально-научное направление. Феминистские идеи распространяются так широко, что и в обыденной жизни мы можем говорить о феминистском угле зрения. Общество разделилось на (про)феминистов и антифеминистов. Само феминистское движение стало столь разнообразным, что возникли идейные разногласия между отдельными группами феминисток. И все это разнообразие взглядов чрезвычайно ярко и пестро проявляется в современном обществе.

Говоря о влиянии феминизма на общество, нельзя не отметить очевидных его завоеваний. Благодаря борьбе суфражисток[1] (феминисток «первой волны»)  женщины имеют права избирать и избираться. Чтобы состояться в карьере и быть признанным членом общества, женщине не обязательно быть чьей-то женой. Она не должна спрашивать разрешения у мужа или отца на образование. Однако, признавая эти завоевания в области прав, установленных законом, невозможно праздновать победу феминизма, поскольку неравенство женщин и мужчин в обществе сохраняется: патриархат не выпускает этих членов общества из-под своей власти. Феминистки продолжают бороться за место женщины в обществе.

Интересным было бы сравнить русский / советский / российский феминизм с мейнстримным западным. Хотелось бы ответить на вопрос: за что у нас борются феминистки, если у нас с правами женщины всё в порядке?

Историю  феминизма в России исследователи отсчитывают с конца 19 в. Идеи о борьбе женщин за равные права проникали с Запада в Россию довольно быстро. Например, книга Дж. Ст. Милля «Подчиненность женщины», вышедшая в 1861, отражавшая актуальные для того времени идеи эмансипации женщин, уже в 1869 г. появилась на русском языке. На волне общедемократического подъема в середине XIX в. появились активистки, участницы революционно-политических движений - «равноправки». Наряду с хождением в народ, они боролись, как и их единомышленницы - суфражистки за избирательные и другие базовые права женщин. «Машинописная революция», «велосипедное помешательство», «бунт дочерей» – через все эти этапы прошли и наши соотечественницы. Женщины России одними из первых, в 1917 г. после Февральской революции, по закону стали такими же равными членами общества, как и мужчины – избирать и быть избранными, получать образование, выходить на работу.

После победы большевиков, в рамках марксисткой идеологии, женщины также продвигали феминистскую повестку.  Иногда это вызывало разногласия с «братьями по борьбе», которые считали, что не стоит отвлекать силы от «общего дела». А. Коллонтай, Р. Люксембург, К. Цеткин – яркие представительницы этого крыла феминизма – марксистского – в целом не встретили поддержки у тех, кто был за рулем государства. В конце 30-х г.г. Сталиным был упразднен Женотдел при ЦК РКП(б), что следовало понимать, что женский вопрос в СССР решен окончательно и бесповоротно [1].

Совершенно по-разному в СССР и на Западе обстояли дела с местом женщины в обществе после Второй мировой войны. В военное время и советские, и западные женщины заняли рабочие места мужей, братьев, отцов. С одной стороны, война -  не время для борьбы женщин за свои права. С другой стороны, такая ситуация наглядно показывает равенство способностей людей независимо от пола. После войны женщины Запада были вынуждены вернуться в дом, уступив рабочие места мужчинам, и пропаганда начала активно продвигать женственный, сексуально привлекательный, образ домашней хозяйки, королевы домашней кухни, идеальной матери, которую невозможно застать не ухоженной врасплох.

Сложившийся в годы нелегкого становления советской власти, политических репрессий, культ советской маскулинности повлиял на прочтение женского образа. «В культуре послевоенного общества идеал «советской маскулинности» складывался из: героизации фронтовиков (что совпало с … традицией «героизации» войны как наиболее «мужского ремесла»); преданности власти (не-преданность советской власти в послевоенном обществе была равнозначна «предательству родины»); приоритета коллективных ценностей над личными и семейными (то есть отторжение конкретных женщин — жены, матери, дочери, ради тотализированной «матери-родины», или, вернее, «отца-Сталина»)… Сексуальность и подчеркнутая женственность в официальной советской культуре тех лет были не легитимны, что коренным образом отличало ее от военной культуры в Германии, США и Великобритании, в которых именно в военное время становятся распространенными «мужские» журналы и открытки, широко тиражирующие полуобнаженное женское тело в жанре «pin up» (кинозвезды или просто красотки в эротичных позах). Советская женственность конструировалась как «жертвенность» — жертвование женским телом ради мужчины или родины» [2].

Поскольку история положения женщин и женского движения СССР и Запада складывалась по-разному, разошлись и пути женского движения. В послевоенное время для американок и женщин Западной Европы была актуальна повестка «Второй волны»[2], поднятой книгами Симоны де Бовуар «Второй пол», Бетти Фридан «Загадка женственности» и др.. Отрицая место женщины в обществе, которое С. де Бовуар описала следующим высказыванием: «Она самоопределяется и выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она - не существенное рядом с существенным. Он - Субъект, он - Абсолют, Она - Другой» [3], феминистки вооружились призывом Б. Фридан вырваться из домашнего «концлагеря», не поддаваясь «очарованию» образа ухоженной домохозяйки и использовать все возможности, которое даёт декларируемое законом равноправие – не ограничиваться уходом за домом и домочадцами.

Советские женщины – строители коммунизма, товарищи по борьбе. Визуальный образ советской женщины – брутален, лишен сексуальной привлекательности - Родина-Мать (в скульптуре и плакате), Колхозница с воздетым к молоту Рабочего серпом из скульптурной группы Веры Мухиной и т.п. При этом работу по дому и уходу за детьми она совмещает с работой. Образ домохозяйки, не занятой в общественном труде, порицался, уклонение от трудовой деятельности (не включавшее работу по дому), вообще, осуждалось в СССР по закону. Вместе с тем, пропаганда всегда декларировала равноправие женщин, рассказывала о преимуществе жизни женщин в социалистическом обществе.

В конце 1980-х г.г., в эпоху «гласности» М. Горбачёва, в телевизионном телемосте Ленинград – Бостон «Женщины встречаются с женщинами», (том самом, где было заявлено, что «у нас секса нет»), одна из наших соотечественниц сетовала на то, что у неё есть карьера и заработок, более высокий, чем у мужа. Но ей хотелось бы заниматься домом и детьми, как это «предназначено женщине». Таков был, можно сказать, срез общественного мнения по «женскому вопросу». Советская женщина, в полном соответствии с идеологией, не ощущала актуальности призыва к равенству полов в области прав на участие в выборах, оплачиваемом труде, получение образования.

С падением «железного занавеса» и освобождением от советской идеологии, удерживаемое ею «единство» советских людей в «женском», «национальном», духовном вопросах, распалось и перешло в движение по разнонаправленным центробежным векторам. Отрицание всего советского, коммунистического, марксистко-ленинского привело к повороту от интернационализма к национализму, от атеизма к вере, от материалистического - к идеалистическому, мистическому, эзотерическому, от научного к ненаучному («альтернативному»), от отечественного «застойного» - к зарубежному, западному и т.д. Пришедшие с Запада феминистские идеи стали частью нашего социокультурного пространства. Одних они заставили пересмотреть позиции женщин и мужчин в обществе, у других вызвали неприятие.

Нельзя сказать, что в СССР не было феминизма и феминисток «Второй волны». Будучи частью диссидентского движения, они даже выпускали периодические журналы в самиздате [4]. Конечно же, диссидентский очаг «чуждой», западной идеологии был погашен компетентными органами. Как интересный эпизод истории феминизма в России этот сюжет интересен, но вопрос о влиянии на советское общество этого явления является дискуссионным.

Один из пунктов  феминистской повестки  в области экономики – неравная оплата труда женщин и мужчин. За счёт чего она, вопреки закону, складывается? Исследования показывают, что гендерный перекос в оплате труда складывается и по горизонтали: есть «женские» виды деятельности и мужские (существуют также профессии и позиции, куда по существующему законодательству не принимают на работу женщин), и по вертикали – («стеклянный потолок») – традиционно, верхние, с более высокой оплатой труда, позиции в карьерной лестнице занимают мужчины. Как отмечают российские гендерные исследователи Здравомыслова Е. А. и Тёмкина А.А., «женщины остаются неравномерно представленными в структуре занятости: их гораздо больше среди учителей, медсестер и социальных работников, т. е. в тех сферах занятости, которые предполагают заботу, помощь, высокую степень эмпатии — качества, которые исторически связываются с женскими навыками, и низкую зарплату. Под «женскими» профессиями и рабочими местами мы здесь понимаем те сферы, где большинство составляют женщины и/или те, где востребуются стереотипно женские качества — забота, эмпатия и пр. Внутри фирм, учреждений и организаций на рабочих местах также сохраняются повседневные практики гендерного неравенства»[5].

Разрыв в оплате труда, по мнению современных экономистов (экспертов Всемирного Экономического Форума), создавая неравенство возможностей, наносит ущерб экономике. «По оценкам Всемирного банка, неравная оплата труда и общее гендерное неравенство приводят к колоссальным экономическим потерям. В 2018 году их объем достигал $160,2 трлн.
В расчете на душу населения потери составляют более $23,6 тыс. По сути, это то благосостояние, которое женщины не смогли сгенерировать для себя и экономики из-за неравных условий»[3]. Гендерный подход (кстати, также созданный под влиянием феминистских идей в науке) позволяет исследовать проблему «гендерного перекоса» и выявить его причины.

Одним из проявлений влияния феминизма на общество является проводимая сегодня политика разнообразия и инклюзивности (Divercity&Inclusion, D&I). Тренд на представленность людей различных идентичностей в любых коллективах, а особенно в руководстве компаний, организаций распространяется с Запада, из Америки. Феминистское движение, рассматриваемое через призму идентичности (согласно концепции, изложенной в книге Ф. Фукуямы «Идентичность»[6]), представляет собой часть общества с собственной идентичностью / идентичностями, в ряду других групп с другими идентичностями. Без их признания, согласно Фукуяме, нельзя строить политику государств в нынешней реальности. «Политика разнообразия и инклюзивности — это политика вовлечения в бизнес недопредставленных групп, создание максимально разнообразных коллективов. Для западного мира это уже золотой стандарт работы …, в первую очередь потому, что это реально выгодно. МакКинзи[4] еще в 2015 году опубликовали большое исследование[5], согласно которому видна четкая корреляция между наличием гендерного и этнического разнообразия и финансовой успешности компании. … Более того, получить деньги инвесторов компаниям, где совет директоров представлен только белыми мужчинами (если мы говорим про западный мир), становится все сложнее — так что эта инициатива исходит, во многом, сверху. Кроме того, заявляя, что компания придерживается стандартов D&I, вы направляете важный посыл своим текущим и потенциальным сотрудникам. …Смотрите, мы против стереотипов и притеснения людей по любым признакам, и у нас будет комфортно работать и женщинам, и представителям разных национальностей, и ЛГБТ+ персонам»[6].  Политика идентичности (согласно которой, по Ф.Фукуяме, люди с любой идентичностью должны иметь равные права и возможности, а их идентичность должна получить признание [6]), выдвинутая черными феминистками, расширяет феминистскую повестку и задает тренд признания любых, не только связанных с полом / гендером, идентичностей в обществе.

Феминизм, как социальный феномен, охватывает и религиозные сообщества. Это происходит не только в силу глобализации феминизма. Мысли о равных способностях женщин и мужчин, возникали задолго до явления, именуемого феминизмом. Первые письменные памятники, относящиеся к 5 в. до н.э., свидетельствующие о существовании идей о равенстве женщин и мужчин – буддистские каноны Тхеригатха [7]. Эти краткие записи доносят до нас признания женщин-монахинь о достижении вершин медитативных практик наравне с мужчинами.

Позднее, в средние века Юлиана Нориджская в XIII в. написала книгу на английском языке, в которой интерпретировала божественную сущность Христа, как не имеющую пола, либо скорее женскую, нежели мужскую [(7, с. 67]. Интерпретация сущности Бога как бесполой или женской, а также иное, нежели патриархатное, толкование священных книг религиозных культов -  вообще, довольно часто встречающиеся мотивы среди религиозных феминисток, в т.ч. и исламских [8]. В современных религиозных общинах, в т.ч. принадлежащих крупнейшим мировым концессиям, отмечается феминизация институционализированных служителей культа (духовенства), например, в буддистских [9], или католических общинах[7][10]. Это  является отражением феминистического влияния на кажущийся незыблемым в своем патриархатном устройстве, институт – церковь.

Религия – важная часть культуры общества, и религиозные сообщества не могут не взаимодействовать с таким мощным явлением, как феминизм. И, если в российском обществе не наблюдается явных признаков феминистического влияния на религиозные институты, такие как феминизация духовенства или пересмотр толкования священными писаниями роли и места женщины в обществе и семье, то это можно объяснить всё ещё продолжающимся откатом от советской атеистической идеологии к религии, к традиционализму, к «корням». В обществах, не претерпевших в прошлом веке такие «революции», феминистические тенденции нельзя назвать масштабными, они только наметились. При условии, что феминистские практики и идеи будут распространяться так же, как и теперь, а церковь не будет противостоять чаяниям паствы, а следовать идеям гуманности, эти тенденции могут получить дальнейшее развитие.

О широком охвате феминизмом современного общества свидетельствует заметное распространение сопротивления этому явлению. Антифеминизм, по определению, является оппозицией феминизму, в основном, радикальному, и своим происхождением он обязан именно феминизму как теории (идеологической базе феминистского движения, социально-научной мысли) так и практике (активизму, социально-политическому движению). Антифеминисты считают радикальный феминизм («радфем») формой мизандрии (мужененавистничества).

В популярной книге А. Никонова «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека» 2006 г. [11] изложены все, имеющиеся на тот момент времени, претензии к феминисткам, к переменам, вызванным в обществе их действиями. Хорошо считывается страх потерь привилегий одних членов общества перед другими. Автор высказывает опасения о падении качества образования в результате политики разнообразия и включенности и обвиняет радикальных феминисток в желании мужского геноцида.

В противостоянии антифеминистов феминист(к)ам проявляются столкновение крайних оппозиций: маскулинности и феминности, мизогинии и мизандрии. Оплотом яростного сопротивления антифеминистов можно считать исторически сложившийся образ маскулинности. Следует отметить, что антифеминизм не является чисто российским явлением и, как оппозиция феминизму, имеет теоретиков и практиков во всем мире.

Ярким проявлением антифеминных, мизогинных настроений является деятельность онлайн-сообщества «Мужского государства», (действовавшего с 2016 г. и в 2021 г. признанного экстремистским и запрещенного в РФ) – группы, созданной в социальной сети. Под их удар попадали все, кто не вписывался в рамки их понимания «нормальности» - девушки, открыто признававшиеся в нетрадиционной сексуальной ориентации, девушки, избравшие спутником жизни представителя африканской расы, феминистки, делящиеся в своих блогах идеями феминизма и мн. др.. Лидер сообщества организовывал нападения на жертв не только онлайн, но и оффлайн – раскрытием их личных данных – адреса, телефона, профилей в социальных сетях, куда немедленно приходил поток угроз расправы жертвам и их близким.

Специфика российской / советской концепции маскулинности рассмотренная нами в рамках особенностей российского феминизма, на современном этапе проявляется в сегодняшнем скандале о пытках в учреждениях пенитенциарной системы, следственных органов и органов правопорядка. Применение сексуализированных пыток с целью выбивания нужных для отчётности показаний, оговоров и денежных средств, к лицам, порой случайно попавших в поле зрения представителей силовых структур, видится смещением цели их деятельности. Будучи предназначенными для борьбы с преступностью, её профилактики, исправления преступников, безопасности граждан и защиты их от преступлений, сотрудники этих структур сами начинают представлять опасность для членов общества, организовывая «мероприятия» (изнасилование, фиксация на видеорегистратор с целью шантажа жертвы публикацией с последующей дискредитацией жертвы в глазах тюремного сообщества), которые могут быть квалифицированы как преступления.

Всплеск антифеминизма, проявляющегося в воинствующей маскулинности и мизогинии, истолкованное как отчаянное сопротивление поступательному росту распространения идей и практик феминизма, свидетельствует о достаточно широком охвате последнего.

Антифеминистский тезис о том, что феминистские идеи, пришедшие к нам с начала 1990-х г.г., не актуальны для российской, постсоветской действительности, являются, своего рода, западной модой, а феминистские организации финансируются из-за рубежа (такие тезисы, например, содержатся у исследователя антифеминизма и феминизма Страховой К.А. [12]), опровергается 30-летней практикой. Четвертое десятилетие функционируют и появляются новые общественные организации, занимающиеся проблемами женщин, различные неформальные объединения, продвигающие феминистскую повестку различного толка (как было уже сказано, феминистское движение разнообразно и неоднородно). Для общественниц (ков) – активисток(в) есть большое поле деятельности – множество социальных проблем в разных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, обусловленных принятыми в обществе представлениями о месте женщин и мужчин в обществе: гендерное неравенство оплаты труда и карьерных возможностей, защита людей (не только женщин) от разных видов насилия, связанных с жёсткими установками о феминности и маскулинности.

Также предстоит решать вопросы, связанные с политикой разнообразия и включенности, поскольку и российское общество не является этнически, расово, гендерно однородным, и проблемы признания людей с разными идентичностями с целью защиты их прав должны быть «видимы» и решены. Гендерный  перекос в экономической, политической, духовной сферах требует баланса, что, в свою очередь, означает улучшение благосостояния, гуманизацию отношений в обществе.

 

Литература

1.        Воронина Ольга Александровна. Феминизм и гендерное равенство. — М., 2003. — С. 111.

2.        Суковатая Виктория Анатольевна. От «маскулинности травмы» – к «маскулинности невроза»: гендерные политики в советской и постсоветской массовой культуре. – Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований: электронный научный журнал, 2012 г. -  №5. – стр. 37 – 59.

3.        Бовуар Симона де Второй пол [Книга] / перев. Малахова Инна и Орлова Елена. - СПб : АЗБУКА, Азбука-Аттикус, 2018. - Т. I : II.

4.        Юкина Ирина Игоревна. Русский феминизм как вызов современности. – М., Алетейя, 2007.

5.        Здравомыслова Е. А. , Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии : учебное пособие /Е. А. Здравомыслова, А. А. Тёмкина. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — стр. 470

6.        Фукуяма Фрэнсис Идентичность [Книга]. - [б.м.] : Альпина Диджитал, 2018.

7.        Полутова Марина Александровна. Методологические подходы зарубежных ученых к теории феминизма: истоки, этапы развития, основные направления [Журнал]. - Чита : Вестник ЗабГУ, 2013 г.. - 11(102). - стр. 66-79.

8.        Бараева Заира Магомедовна. Женищина в мусульмансом обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса [Диссертация]. – Махачкала, 2003 г.

9.        Аякова Жаргал Аюшиевна. Феминизация буддийского монашества в США // Вестник БГУ. 2015. №S6.

10.   Бурега Владимир Викторович. Проблема «женского священства» в современном протестантизме. - [Электронный ресурс] : https://bogoslov.ru/article/2364041 - дата посещения: 25.01.2022

11.   Никонов Александр Петрович. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека [Книга]. Москва : НЦ ЭНАС, 2006 г. – 256 с.

12.   Страхова Ксения Александровна. Конструктивно-критическая рефлексия феминизма и антифеминизма в философско-антропологическом контексте [Диссертация]. – Белгород, 2012. – стр. 134



[1] Феминистки «первой волны» (с сер. XIX в. – нач. ХХ в.), боровшиеся за права женщин, в т.ч. избирательные; от англ. Suffrage – избирательное право

[2] Подъем феминистской активности, начавшийся в 1960-е г.г.

[3]  Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/social/60816b4c9a7947a3a27e8e87

[4] McKinsey & Company — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. В качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями

[5] См. исследование: https://www.mckinsey.com/business-functions/people-and-organizational-performance/our-insights/why-diversity-matters#

[6] Cм. https://recrutach.ru/diversity

[7] Швеция Что такое феминизм? Объясняем на примере Швеции // Sweden.ru [В Интернете] // Youtube. - 27 октябрь 2017 г.. - https://youtu.be/gtzfXBeZWuE.

Комментариев нет:

Отправить комментарий