среда, 27 апреля 2022 г.

 Всем привет! Продолжаю публиковать свою магистерскую диссертацию. Перед вами часть главы 1.1. Становление концептуальных основ феминизма.

ПЕРВАЯ ВОЛНА ФЕМИНИЗМА

Феминизм, как общественно-политическое движение принято делить на этапы («волны»). Причем, стоит отметить, что в вопросе периодизации развития феминистской теории и практики присутствуют некоторые разногласия. Некоторые исследователи (В. Брайсон, О.А. Брандт и др.) то, что большинство считает «первой» волной, относят к началу «второй волны», и ведут начало феминистского движения от конца XVIIIв. Это может объясняться, например, разногласиями в терминологии: что считать феминизмом, и какую активность считать феминистской практикой.

 «Первой волной» феминизма принято считать продолжительный период с середины XIX в. практически до середины XX в. В 1848 году в Соединенных Штатах в г. Сенека Фоллз усилиями двух инициаторок из штата Нью-Йорк Лукреции Мотт (Lucretia Mott,1793-1880) и Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabette Cade Stanton, 1815-1902) была проведена двухдневная конференция (TheSenecaFallsConvention), посвященная равенству прав мужчин и женщин. С этого события принято считать, что движение за женское равноправие, которое ранее носило характер активности отдельных групп, объединенных по профессиональному или иному тематическому признаку, стало организованным. На конференции была выработана и принята «Декларация чувств и прав» (Declaration of Sentiments and Resolutions) - документ, ссылавшийся на «Декларацию независимости» США (1776), в котором заявлялось о равных от рождения правах женщин и мужчин на собственность, брак, выбор профессии, образование и т.д. Этим документом были постулированы рациональность и равенство мужчине женщины, и, таким образом, заложены основы феминизма как практики и как теории. «Декларация чувств и прав» была требованием применения к женщинам принципов республиканского либерализма.



В Европе в это время также наблюдается рост числа и активности женских движений, организаций съездов, собраний и появление большого числа феминистских книг, статей и т.п. Работа организаций ведется в трех основных направлениях: работа (возможность ее получения и достойной оплаты), семья (борьба за справедливое брачное законодательство) и избирательные права.

Как и Э. К. Стэнтон в США, Джон Стюарт Милль (John Stuart Mill,1806-1873) с Гарриет Тейлор (Harriet Hardy Taylor Mill,1807-1858) в Англии продвигали идеи либерального феминизма. В 1861 г. Дж. С. Милль, будучи ведущим либеральным политическим философом, вдохновленный союзом с Гарриет Тейлор, автора наиболее известной феминистской женской работы «Избирательные права для женщин» (1851) создал свой труд «Подчиненность женщины». Эта книга распространиться по миру с большой скоростью. Интересно, что на руссом языке она появилась уже в 1869 г. И, хотя идеи Дж. С. Милля подвергаются критике современных феминисток(в) – и либеральный подход к феминизму, и оригинальность идей ставится под сомнение - заслугу в широком распространении феминистских взглядов нельзя отрицать.



С точки зрения концептуализации феминизма нельзя не упомянуть вклад классической марксисткой теории, видевшей ключ к пониманию истории в производительной деятельности. Фридрих Энгельс (Friedrich Engels,1820-1895) в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)отвергал «естественность» современной семьи. Основываясь на исследованиях антрополога Льюиса Моргана, он проследил эволюции семьи и пришел к выводу о том, что причина подчиненного положения женщины – возникновение частной собственности.(Энгельс, 1949).

В конце XIX в. многие требования феминисток Британии и США были выполнены. Жены могли распоряжаться заработанными деньгами. Вдовы получили право наследовать имущество мужей и выступать попечителем детей. Девочек и женщин допустили к образованию. Расширившаяся сфера образования потребовала педагогических кадров, и женщины пошли работать учителями. «Машинописная революция» обеспечила работой секретарей-машинисток. Подлинное равенство ещё не было достигнуто, однако и эта малая толика дала много прогрессивных последствий. Противники равенства женщин потеряли довод в неспособности женщин к образовательным навыкам и рациональному мышлению. В литературе появился новый образ женщины – свободомыслящей, экономически самостоятельной, образованной, независимой от мнения общества. В обществе обсуждался феномен «бунта дочерей»: молодые девушки отказывались следовать устаревшим правилам и обычаям, насаждаемых родителями (пример такого бунта – так называемое «велосипедное помешательство», когда девушки и женщины проявили интерес к «мужскому» занятию – езде на велосипеде).



Женщины активно стали включаться в общественную жизнь. Представительницы среднего класса стремились улучшить жизнь женщин из рабочего класса методом «поселения» вместе с ними. Их усилиями проводился «Закон о бедности». Женщины рабочего класса создавали свои организации, которые, впрочем, не приветствовались профсоюзами, в подавляющем большинстве состоящем из мужчин-рабочих. Тем не менее, женщины добивались включения своих вопросов в политическую повестку и принимали участие в забастовках. Все это дало женщинам опыт дальнейшей борьбы за свои права.

Начало XXв. ознаменовалось борьбой активисток в разных странах в разное время за равные с мужчинами политические права. Суфражизм – термин, характеризующий это движение, происходящий от английского suffrage – право голоса. Это не было сужением феминистских требований, как может казаться с позиций сегодняшнего дня. Хотя для одних феминисток получение избирательного права и было конечной целью в борьбе за равенство, для других достижение этой цели виделось одним из этапов. Поэтому суфражистская кампания стала наиболее яркой характеристикой «первой волны» феминизма.

К 1900 г. концепция о равенстве полов перестала быть единой для всех сторонниц женских прав. Стала популярной полемика о более подходящей - миротворческой и созидающей силе женщин, которых поэтому следует допустить к власти. «Феминизм равенства» заменялся «феминизмом различий». Также в борьбе за избирательные права сошлись различные угнетенные группы – женщины, неимущие, люди другой расы. Не все белые суфражистки считали, что «невежественные массы» и «цветные» достойны избирательных прав. В частности, «Женский социально-политический союз», возглавляемый Эммелин (Emmeline Pankhurst,1858-1929) и Кристабель (Christabel Pankhurst,1880-1958)Пэнкхёрст, и, состоящий в основном из женщин среднего класса, создаваемый как демократический и про-лейбористский, со временем перестал быть таковым. Таким образом, раскол произошел по расовому и имущественному (классовому) вопросам. Существовали разногласия в выборе методов и тактики. Во многих европейских странах марксистские теории выступали против буржуазных.

Женщины голосуют, а мужчины купают детей


Усилия суфражисток, выражавшиеся в уличных акциях, выступлениях, полемикой в печати, в создании организаций и других методах борьбы - увенчались успехом. Раньше других избирательного права добились женщины Новой Зеландии (1983), Австралии (1902), Финляндии (1906), Норвегии (1907). В 20-е годы – для большинства стран, гражданки которых участвовали в борьбе – избирательные права стали всеобщими. Женщины во Франции и Италии добились права голоса на избирательных участках в 40-х годах прошлого века. Наши соотечественницы уравнялись в политических правах с мужчинами раньше многих – с падением Российской империи – после Февральской революции 1917 г. Несмотря на то, что не везде эта победа была достигнута феминистскими мотивами, и иногда это было результатом выгоды отдельных политических групп, всё же цель феминисток была достигнута, и это стало ступенью к дальнейшим завоеваниям в улучшению положения женщин.

Дальнейшее развитие феминистских идей и практики пошло в разных направлениях и потому выглядело «затишьем» на фоне суфражистских побед. Сторонницы равноправия и сторонницы особых прав женщин в Америке дискутировали по поводу принятия законов, дающих специальные гарантии женщинам, которые по мнению либералок только будут подчеркивать различие полов, и тем создадут почву для ещё большего угнетения. В период Великой депрессии победила стратегия традиционного разделения труда – мужчина-добытчик, женщина – домохозяйка, охотно принимающая тезис об особости её пола.

В Британии, где до 1928 г. женщины ещё не были уравнены в избирательных правах с мужчинами, такой раскол произошел позже. До этого времени борьба женщин шла в сотрудничестве с новой лейбористской партией и на фоне мировой войны, т.е. в период экономического неблагополучия. Их действия были направлены на решение социальных проблем обнищавшего населения. Как и в США, специальные гарантии для женщин, отстаиваемые феминизмом, имели больший успех нежели позиция равноправия, которая воспринималась как учитывающая интересы дам только среднего класса.

Первая половина XXв. стала временем развития ещё одного направления - социалистического феминизма. Его характеризуют как континуум между «ведущим» (mainstream, мейнстримным) феминизмом и марксистским социализмом [ (Брайсон, 2001), c.115]. Между либеральными требованиями политического и юридического равноправия, с одной стороны, и классовой борьбой и революцией, с другой, социалисты-феминисты видели свой путь к социальному равенству -через поэтапные реформы. Американская мыслительница Шарлотта Перкинс Гилман (CharlottePerkinsGilman) так же как и марксисты, считала экономические условия определяющими жизнь человека. Развитие экономики должно достигнуть такого уровня, что общество откажется от индивидуализма, эксплуатации и придет к свободе и равенству. Гилман имела оригинальный «женский» взгляд на историю, считая женщину, начавшую выращивать хлеб, пока мужчина охотился на бизона, воспитывавшую детей, хранительницу очага, первым производителем, педагогом, администратором. Анархистка Эмма Голдман (Emma Goldman) считала, что «женщину освобождает не право голоса или право выбора работы, а личная самостоятельность, выраженная посредством свободной любви и психологической независимости» [ (Брайсон, 2001), c.121]. коммунистку Мэри Инмэн от марксистов отличало то, что она уделяла большее внимание «женскому» вопросу: мужчина-рабочий вопреки классовому единству выступает угнетателем своей жены.



Собственно, марксистский феминизм представлен в трудах Августа Бебеля (Ferdinand August Bebel), Клары Цеткин (Clara Zetkin), Надежды Крупской, Александры Коллонтай. На родине марксизма, в Германии социалистическое движение было успешным, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Август Бебель в своей работе «Женщина и социализм» (1878) заложил основы «в формировании установок социалистов в отношении женщин» [Цит. По (Брайсон, 2001), с. 126]. Продолжая идеи Маркса и Энгельса об угнетении женщины как продукте классового устройства общества, он утверждал, что «освобождение человечества невозможно без социальной независимости и равноправного положения полов» [(Август, 1949)].

Клара Цеткин (1857-1933) также была одним из лидеров СДПГ и её взгляды сложились под влиянием книги Бебеля. Марксистской идеологии было неприемлемо выделение женщин в отдельные группы для борьбы. Сложившаяся, вследствие запрета до 1908 г. вступать женщинам в партию,практика работы полуавтономных женских секций показывала эффективность в отстаивании женских интересов.Однако настойчивость в решении женских вопросов была расценена товарищами по партии как радикальная позиция, и Цеткин была вытеснена из партии.С ее именем связаны создание коммунистической партии Германии и международный женский день 8 марта.

ХХ в. стал временем проверки марксистской теории на нескольких государствах, и, конечно, самым крупным государством на самый продолжительный период была Российская империя, названная после Октябрьской революции 1917 г. Советским Союзом.Партия большевиков, установила советскую власть в стране, в которой уровень развития капитализма был недостаточным для перехода, по марксовой теории, к коммунизму. К тому же, экономика была подорвана мировой, гражданской войнами и интервенциями. Поскольку для построения коммунизма недостаточно предпосылок, то и для освобождения женщин не было ресурсов, и поэтому женщины от домашнего труда не были освобождены, а вынуждены были в условиях выживания поддерживать быт мужа и семьи.

Феминистские идеи до этих событий во многом были схожи с западными. Так же, как и в Европе и Америке, представительницы среднего класса России реформенного и пореформенного периода на волне освободительных движений требовали прав на образование, выбор работы, выбора во властные органы и юридического равенства. Дворянкам и разночинкам в аграрной стране не было места на рынке, которого не существовало и для мужчин и женщин других сословий. По словам Стайтс, «профессия революционерки была единственно открытой для женщин, где ее могли приветствовать как равную, позволить её талантам полностью раскрыться и разрешить ей совершенствоваться» [Цит. по (Брайсон, 2001), с. 136]. Феминистское движение носило радикальный характер от «хождения в народ» до участия в терроре.

Надежда Крупская в 1900 г. в своей книге «Работница» предприняла попытку применить ортодоксальный марксизм к женскому вопросу. Обличая ужасные условия труда в городе и в селе, Крупская проводила идеи Фридриха Энгельса, Августа Бебеля, Клары Цеткин о прогрессивности участия представительниц рабочего класса в классовой с капитализмом. Её требования политического и юридического равенства женщин позже вошли в программу партии. Её муж, Ленин, поддерживал идеи освобождения женщин, хотя и не признавал их приоритетными, требуя при работе с женщинами, воспитывать и мужчин, чтобы «вытравить старую рабовладельческую точку зрения до мельчайших корней ее…» [(Ленин), С. 23-25].

Александра Коллонтай


Признанной советской феминисткой-марксисткой является Александра Коллонтай (1873-1952). Как и Н. Крупская, вдохновленная ортодоксальными идеями К. Цеткин, она осуждала буржуазное женское движение, а была сторонницей пролетарской солидарности мужчин и женщин. Со временем, видя, что потребности женщин остаются без внимания, Коллонтай выступала за организацию женских организаций внутри партии. Российские женщины получили свои избирательные и политические права от Временного правительства с Февральской революцией 1917 г. после Октябрьской революции Коллонтай в должности Народного Комиссара (министра)государственного призрения стала претворять в жизнь пункты женской повестки: юридическая независимость, равные права в браке, разрешение абортов, равное вознаграждение за равноценный труд, законность рожденных вне брака детей. Она позаботилась о юридическом обосновании государственного социального обеспечения охраны здоровья матери и ребенка. Ей принадлежат идеи создания детских учреждений и коллективного питания для освобождения женщин от домашнего труда. Её инициатива создания женотделов при ЦК РКП(б) и других партийных и профсоюзных организациях при всей стране. В 1921 г. Александра Коллонтай, будучи сторонником «революции снизу», выступала с критикой централизации власти и бюрократизации партии, что, по мнению Ленина, угрожало партийной дисциплине. Коллонтай была направлена с дипломатической миссией в Норвегию. Женотдел при ЦК был упразднён при Сталине в 1929 г., это значило, что женский вопрос в Советском Союзе окончательно решён. 



К окончанию Второй мировой войны женщины Европы и Америки в основном получили равные с мужчинами политические и юридические права. Работающие женщины, студентки, женщины-чиновники, женщины-политики стали обыденностью. После замужества женщины продолжали оставаться самостоятельным субъектом права. Входила в норму практика выплаты пособий матерям за рождение второго и последующих детей. Занятости женщин в тяжелых видах промышленности, в том числе на высококвалифицированных позициях способствовала нехватка рабочих рук во время войны. Хотя по окончании войны число таких женщин уменьшилось, тенденция давать женщинам такую работу осталась. Работа по дому стала легче благодаря использованию бытовой техники, уходила в прошлое традиция многодетности, благодаря контролю репродуктивной функции женщин. У домохозяек появилось свободное время, и воспитанию детей можно было уделять больше внимания. Казалось, феминизм утратил свою актуальность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий