среда, 20 апреля 2022 г.

 Приветствую всех!

В этой статье представляю вам историю мейнстримного феминизма. Это глава из магистерской диссертации, защищенной в 2020 г.

Наверно, имеет смысл публиковать по частям. Начнём с 1-го параграфа 1-й главы. 

1.1.         Становление концептуальных основ феминизма

Термин «феминизм» происходит от латинского femina–женщина. По поводу времени его возникновения среди исследователей нет единодушия. Многие присваивают авторство французскому социалисту-утописту Шарлю Фурье (François Marie Charles Fourier), жившему на рубеже XVIII-XIX в. в., и, который обозначал этим термином сторонников равноправия женщин. И, поскольку сам он называл расширение женских прав главным источником прогресса(Фурье, 1938), Фурье можно считать феминистом. Существует версия о возникновении термина «феминизм» в медицинской практике, когда речь шла о феминизации мужчины или маскулинизации женщины. Авторами термина называются А. Дюма-сын, автора «Дамы с камелиями», английская писательница Элис Росси, французская участница движения за равные права женщин Губертина Оклер. После первого феминистского конгресса в Париже (1878) слово «феминизм» становится общеупотребительным.

Что касается значения слова «феминизм», то тут также нет четкого, принятого всеми определения. Вначале под словом «феминизм» понимают женскую эмансипацию. По мере роста женской активности в борьбе за политическое равноправие (активизма) значение этого термина расширилось и стало синонимом женского общественно-политического движения. Политическая практика не могла не породить политическую теорию. Феминистская теория, базирующаяся на идеях несправедливого устройства мира по отношению к одному из полов, развиваясь, переросла в самостоятельное направление философии. Сейчас феминизм – это и философия, и целый комплекс гуманитарно- и естественно-научных знаний, в области которых ведутся многочисленные междисциплинарные исследования. По версии «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл существует более 300 определений понятия «феминизм»(Tuttle, 1986). И некоторые из них будут ещё процитированы. Мы будем рассматривать феминизм и как общественно-политическое движение, и как направление философской мысли, и как феномен обыденной жизни.

Идеи о равенстве женщин и мужчин, безусловно, не могли не возникать в истории человечества. Один из первых, известных нам, письменных источников, утверждающих равенство женщин и мужчин – в духовных практиках, – буддийский канон «Тхеригатха» (Тхеригатха), датируется IV веком до н.э. Эти краткие записи являются документами, свидетельствующими возможность достижения вершин просветления и освобождения буддийских женщин-монахинь наравне с мужчинами-монахами.



В западном мире также можно отметить феминистские устремления в идеях некоторых религиозных деятельниц. Например, известна затворница Юлиана Нориджская (Julian of Norwich), духовная писательница, первая из женщин, написавшая книгу на английском языке, жившая в XIIIв., которая по-своему интерпретировала божественную сущность Христа, как не имеющую пола, либо скорее женскую нежели мужскую (Полутова, 2013), с. 67.

Идеи эмансипации женщин зафиксированы и в светских источниках. Известны литературные труды итальянских женщин-писательницXIV-XVв.в..Судьбы Изотты Ногаролы (Isotta Nogarola), Лауры Череты (Laura Cereta), Кристины де Пизан (Christine de Pizan,Кристина Пизанская) нетипичны для того времени уже потому, что они получили то же образование, какое получали мужчины,и, будучи одаренными,  столь блестяще его использовали, что стали известны благодаря своим литературным талантам.

Более других упоминаемая феминистскими исследователями, как одна из первых феминисток, Кристина де Пизан (1364-1430) прожила долгую жизнь, в течение которой сотворила множество сочинений в стихах и прозе. Ее «Книга о Граде женском», написанная в 1405 г. в аллегорической форме повествует о некоем городе, который возводится лирической героиней Кристины под руководством богинь Разума, Праведности и Правосудия. Выгребание земли при рытье котлована – это избавление от ошибочных убеждений о том, что женщины хуже мужчин, возведение фундамента, стен – это переосмысление места, роли женщины в обществе. Каменные глыбы, из которых возводятся стены – лучшие женщины античности. Здания – добродетели, отобранные Праведностью. Построенный город наполняется лучшими женскими образами, известными истории и мифологии. Здесь же ставится вопрос о женском образовании, участии в управлении и о неприятии этого мужчинами и обществом(Рогач, 2013).



Изотта Ногарола (1418-1446)и Лаура Черета (1469-1499) – писательницы, гуманистки своего века, происходившие из знатных семей. Обе из многодетных семей, и в семье их обучали наравне с братьями. При этом Лаура Черета, обучаясь с малых лет в монастыре, как старший ребенок в семье должна была еще присматривать за младшими братьями и сестрами, для чего отец забирал ее из монастыря, а юная Лаура сбегала туда из дома(Рябова, 1996). Обе они вели переписки с известными современниками-гуманистами. И их сочинения в эпистолярном жанре были опубликованы и дошли до наших времен. Диалоги «О равном и неравном грехе Адама и Евы» Изотты Ногаролы (1450-1461) и сборник писем Лауры Череты (1488) рождены в полемике с мужчинами-гуманистами. В них содержатся рассуждения о природе женщины, о ее праве получать знание, образование, о вкладе женщин в политическую и интеллектуальную жизнь общества, осуждение семейного насилия.

Современником этих выдающихся итальянок был немецкий гуманист и философ Генрих Корнелиус Агриппа Неттесгеймский (Heinrich Cornelius Agrippa von Nettesheim Eucalipto Sapiens, 1486-1535). Его вклад в теорию феминизма состоит в труде «Декламация (речь) о превосходстве женского пола над мужским». Это речь, первоначально преподнесенная дочери короля Максимилиана I, у которого Агриппа с 12 лет служил секретарем, Маргарите Австрийской. После обнародования этой речи церковь обвинила его в еретичестве. В этом сочинении Корнелиус Агриппа в доказательство превосходства о богоизбранности женщины, ибо создана она из человеческой плоти, а не из праха, как мужчина и все остальные вещи на земле, о том, что именно женщину бог наделил даром продолжательницы рода человеческого, об ее большей одухотворенности и более совершенном теле и т.д. «Но беспредельная тирания мужчин, отринув божественное право и законы природы, отняла несправедливыми установлениями у женщин прежнюю свободу, ныне вовсе забытую – женщин с детства приучают не думать о свободе» - пламенно восклицает автор [(Неттесгеймский, 2010), с. 46].

В XVIIв.исследователями отмечается всплеск светского протеста в Британии, во времена раннего капитализма [(Брайсон, 2001), c.17], выраженный в появлении значительного числа памфлетов и книг феминистского содержания. Из их авторов те, что подписались собственным именем, а не выступили анонимно, были драматург Афра Бен (Aphra Behn,1640-1689) и Мэри Эстелл (MaryAstell, 1666–1731), которая считается первой английской феминисткой, и, более того, «первым систематическим феминистским теоретиком Запада» [там же]. В книге «Серьезное предложение дамам относительно их продвижения в важных занятиях» Мэри Эстелл продвигает идею об организации женского образования.

В 1673 г. современник М. Эстелл француз Пулен де ля Барр (François Poullain de la Barre) написал эссе «О равенстве обоих полов», в котором рассуждая о праве женщины определять себя как самостоятельную личность, автор выдвинул тезис о том, что женщина неравноправна не от природы, а вследствие подчинения ее мужчине является ее неравноправие[ (Полутова, 2013), c. 68].

Как отмечает В. Брайсон (Valerie Bryson), характеризуя состояние феминистской мысли этого периода, «к началу XVIII в. Уже широко установилось представление о женщинах, как о социальной группе, чье положение в обществе нуждалось в улучшении, и именно это осознание женской групповой идентичности отделяет мыслителей того периода от их предшественников» [5, с. 22].

В эпоху Просвещения (1715-1789), в эпоху главенства Разума над другими ценностями великие мыслители – Вольтер, Дидро, Монтескье, Гельвеций - высказывались по поводу несправедливости положения женщины как человека «второго сорта», возможности участия женщин в общественной жизни и признавали недостаток гражданской просвещенности женщин следствием неполного воспитания. Эти идеи послужили предпосылками к становлению феминистских идей в обществе.

Волны освободительных движений во Франции – Великая французская революция (1789-1799), в США - война за независимость (1775-1783) и в Англии - промышленная революция (нач. 1840-е г.г.)были вызваны социальными и экономическими переменами в обществе. Слом прежнего общественно-экономического строя, зарождение буржуазных отношений способствовали пересмотру старого патриархального уклада жизни. Женщины вышли на работу, т.е. стали собственниками своей рабочей силы. И, как следствие, в обществе широко распространились идеи об угнетенном положении женщин.

Вклад в развитие феминизма внесли социалист-утопист Шарль Фурье (1772-1837), один из предполагаемых авторов термина «феминизм» (Полутова, 2013), выступавший за женское равноправие, Дени Дидро (Denis Diderot,1713-1784) предлагавший создать общедоступную систему образования, в которой могли бы учиться все дети, независимо от сословной и половой принадлежности, а такжеМари Жан Антуан Никола де Кондорсе (Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet,1743-1794)в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Девиз «Свобода! Равенство! Братство!» воодушевлял на борьбу с прежним социальным устройством и давал надежду на всеобщее равенство. Начало феминистского движения исследователи относят к концу XVIII века, когда на волне реформаторского движения, охватившего западный мир, вслед за «Декларацией прав человека и гражданина» (1789), не оправдавших ожиданий просвещенных участниц освободительного движения, Олимпия де Гуж (Olympe de Gouges,1745-1793) выступила в 1791 году со своей «Декларацией прав женщины и гражданки», заявив тем самым о необходимости равенства прав всех граждан, включая женщин, в том числе избирательных, а также участия женщин в управлении на любых должностях. Созданная тогда же организация «Общество женщин – революционных республиканок» была ярким проявлением активной борьбы женщин за равные права. Свое самое известное высказывание о том, что, женщина, имеющая право взойти на эшафот, должна иметь право подняться на трибуну, Олимпия де Гуж воплотила своей судьбой. Обвиненная в «подстрекательстве к мятежу против единой и неделимой республики» Олимпия была казнена.



В Англии разработку феминистских идей мы видим в «Письмах об образовании» (1790) женщины-историка Кэтрин Маколей (Catharine Macaulay,1731-1791). Она утверждала, что различия между полами закладываются воспитанием, образованием и социальным окружением, что детям обоих полов нужно давать одинаковое образование вплоть до того, чтобы мальчиков обучать и «женским» навыкам. А в 1792 году английская писательница, занимавшаяся философией, Мэри Уоллстоункрафт (MaryWollstonecraft, 1759-1797), переехав в Париж, вдохновленная революцией, выпустила труд «Защита прав женщины», ставший более известным, чем письма Маколей, в котором идет речь о том, что женщины не стоят на более низшей ступени развития и должны получать такое же образование, общественные и политические права, как и мужчины. Из равных способностей к обучению и получения равного для всех полов образования следовало, что женщины могут выбирать дальнейшую карьеру из такого же диапазона занятий, что и мужчины, а не рассчитывать только на должности компаньонки, гувернантки или учительницы.

Американка Абигайль Смит Адамс (Abigail Adams,1744-1818), жена будущего президента США требовала равных прав женщин и мужчин. Ее считают первой американской феминисткой, которая вошла в историю, заявив: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776) [(Полутова, 2013)].

Феминистская теория имела возможность быть проверенной на практике социалистами-утопистами. Последователи Сен-Симона (Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon,1760-1825), Фурье, и Роберта Оуэна (Robert Owen,1772-1837) создавали многочисленные социалистические коммуны, в которых одной из наиболее обсуждаемых тем была роль женщин. Уильям Томпсон (William Thompson,1775-1844) работой «Призыв к защите интересов женщин» (1825)внес признанный вклад в феминистскую теорию. Ключевыми темами социалистического феминизма были: невозможность достижения равенства полов в общественной системе, в которой существует частная собственность; критика традиционного разделения труда между полами; проблема семьи как института – источника мужской власти. Однако на практике преодолеть критикуемые препятствия даже в созданных энтузиастами, поборниками идей социально справедливого устройства общества, коммунах не удалось. Оуэн считал неразделимой троицу частной собственности, религии и брака, в которой все три части поддерживают друг друга, и по отдельности уничтожить их нельзя. На деле оказалось невозможным упразднить семью – коммунары стремились жить парами, воспитывать детей внутри семьи, а не отдавать их в коммуну. В книге В. Брайсон «Политическая теория феминизма» сказано: «Оптимизм и идеализм не компенсировали недостаток практических навыков и финансовых ресурсов, кроме того, они привлекали к себе всякого рода оппортунистов и неудачников и были раздираемы личными противоречиями и внутренними разногласиями. [(Брайсон, 2001), c. 39] Ни одна из коммун не существовала более нескольких лет. Несмотря на неудачный исторический общественный эксперимент, была продемонстрирована, хотя и краткая по времени, взаимосвязь либеральных, социалистических и феминистических идеалов.

Список источников будет приведён в последней части этой диссертации. Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий